Транспорт будущего. Первый в России беспилотный трамвай «Львенок-Москва» проходит испытания на улицах столицы
В 2024 году столице стартовал второй этап испытаний отечественного беспилотного трамвая «Львенок-Москва». Трамвай курсирует в тестовом режиме по маршруту № 10 как с пассажирами, так и без них. Во время работы «Львенка» в его кабине находится водитель-испытатель, который контролирует процесс автоматического движения и может оперативно «перехватить» управление в случае возникновения ошибок и нештатных ситуаций. При успешном прохождении испытаний беспилотный трамвай начнет самостоятельно перевозить пассажиров уже в конце 2025 года.

«Львенок» способен развивать скорость до 60 км/ч и плавно останавливаться при возникновении препятствий на его пути. Автоматический режим движения трамвая обеспечивается бортовым модулем управления, который включает систему технического зрения и специальное программное обеспечение.
Система технического зрения «Львенка» содержит три группы датчиков, что позволяет трамваю ориентироваться в пространстве даже в темное время суток, анализировать дорожные ситуации и вычислять расстояния до различных объектов.
Первая группа датчиков – это трехмерные лазерные дальномеры (лидары). Они сканируют окружающее пространство и в режиме реального времени строят трехмерную модель (облако точек) зоны движения. Это позволяет «Львенку» в любое время суток «видеть» здания, деревья, пешеходов, автомобили, рельсы и другие окружающие объекты и определять, на каком расстоянии от корпуса трамвая они расположены.
Вторая группа – видеокамеры, которые идентифицируют очертания и цвета объектов. Например, с помощью видеокамер система управления распознает сигналы светофора и принимает решения о начале движения трамвая или о его остановке.
К третьей группе бортовых сенсоров относятся радары. Они определяют скорость движущихся объектов, таких как, например, автомобили и пешеходы. Радары хорошо работают в тяжелых погодных условиях и при различном уровне освещения.
Кроме того, в базу данных системы управления заложены высокоточные карты маршрута движения трамвая со всеми знаками и ограничениями, установленными в соответствии с правилами дорожного движения.
Такой комплексный подход к построению системы управления позволяет «Львенку» безопасно перемещаться по заданному маршруту в черте города в автоматическом режиме.
Система технического зрения «Львенка» содержит три группы датчиков, что позволяет трамваю ориентироваться в пространстве даже в темное время суток, анализировать дорожные ситуации и вычислять расстояния до различных объектов.
Первая группа датчиков – это трехмерные лазерные дальномеры (лидары). Они сканируют окружающее пространство и в режиме реального времени строят трехмерную модель (облако точек) зоны движения. Это позволяет «Львенку» в любое время суток «видеть» здания, деревья, пешеходов, автомобили, рельсы и другие окружающие объекты и определять, на каком расстоянии от корпуса трамвая они расположены.
Вторая группа – видеокамеры, которые идентифицируют очертания и цвета объектов. Например, с помощью видеокамер система управления распознает сигналы светофора и принимает решения о начале движения трамвая или о его остановке.
К третьей группе бортовых сенсоров относятся радары. Они определяют скорость движущихся объектов, таких как, например, автомобили и пешеходы. Радары хорошо работают в тяжелых погодных условиях и при различном уровне освещения.
Кроме того, в базу данных системы управления заложены высокоточные карты маршрута движения трамвая со всеми знаками и ограничениями, установленными в соответствии с правилами дорожного движения.
Такой комплексный подход к построению системы управления позволяет «Львенку» безопасно перемещаться по заданному маршруту в черте города в автоматическом режиме.

На этапе испытаний действия системы автодвижения контролирует водитель. Для этого в кабине трамвая расположены специальные мониторы, которые отображают работу модуля управления. Например, на один из мониторов выводится облако точек окружающего пространства, построенное группой лидаров в текущий момент времени.
Использование беспилотных систем управления транспортом позволит в будущем исключить влияние человеческого фактора на аварийность и повысить безопасность перевозок пассажиров.
Использование беспилотных систем управления транспортом позволит в будущем исключить влияние человеческого фактора на аварийность и повысить безопасность перевозок пассажиров.